Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.05.2023
Размер:
455.91 Кб
Скачать

Две модели пассивной солидарности в обязательствах

Несмотря на кажущееся единство конструкции пассивной солидарности в обязательстве, есть две ее модели, различие между которыми недостаточно акцентируется.

Первая модель, которую можно условно назвать «симметричной», характеризуется тем, что каждый из солидарных должников, хотя и отвечает перед кредитором солидарно с другими содолжниками, во внутренних отношениях между ними имеет «свою» часть долга3. Как следствие, при прекращении солидарного обязательства исполнением одного из должников размер его регрессных требований к другим содолжникам определяется суммой исполненного за вычетом доли (здесь и далее – курсив автора – Примеч. ред.), падающей на самого регрессанта (подп. 1 п. 2 ст. 325 ГК РФ).

Вторую модель можно, тоже условно, охарактеризовать как «асимметричную»: здесь происхождение солидарного долга связано с «материальным» интересом в обязательстве лишь одного из солидарных должников, тогда как участие другого является дополнительным.

Пример

Типичный пример такой структуры солидарного обязательства – поручительство4. Еще римские юристы5, хотя и признавали fideiussio солидарным обязательством, четко отграничивали ее от солидарности по симметричной модели, усматривая в fideiussio обязательство акцессорное, тогда как в остальных случаях – основное, и подчеркивая отсутствие в поручительстве такого характерного для других случаев солидарности элемента, как единство основания (unitas actus) обязательства6. Действительно, поручительство возникает из основания иного, чем главное обязательство7, и является акцессорным, то есть дополнительным по отношению к этому последнему.

Одно из следствий этих особенностей состоит в том, что исполнение обязательства основным должником не дает ему права какого-либо требования к дополнительному должнику (в приведенном примере поручителю), в то время как исполнение обязательства последним дает ему право полного возмещения от основного должника8: «Ясно, что во внутренних отношениях поручитель имеет право претендовать, чтобы все бремя легло на должника, за которого дано поручительство»9.

В российском праве этот признак асимметричной солидарности отражен в оговорке «если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками» (п. 2 ст. 325 ГК РФ), которая исключает для отдельных случаев вычет доли, приходящейся на одного из содолжников, из общей суммы его регрессных требований к остальным должникам.

В отношении же конкретно поручительства данный признак выражен в установлении законной суброгации поручителя в правах кредитора (ст. 365, 387 ГК РФ)10. Если асимметричная солидарность имеет место практически исключительно в охранительных обязательствах, симметричная может присутствовать в обязательствах обоих типов – регулятивных (напр., п. 1 ст. 707, п. 1 ст. 1175 ГК РФ) и охранительных (напр., п. 3 ст. 1079, ст. 1080, п. 2 ст. 1081 ГК РФ).

Солидарность регулятивного обязательства чаще всего, если не всегда, является симметричной. Это, естественно, предполагает реальную возможность исполнения регулятивной солидарной обязанности в полном объеме каждым из содолжников. Если же лицо не обязано, да и не в состоянии произвести требуемое исполнение в регулятивном правоотношении, но тем не менее по закону или договору признается солидарно обязанным вместе с другим лицом, это означает, что оно всего лишь гарантирует исполнение последним, то есть обязывается к возмещению ущерба в случае неисполнения. Но в таком случае будет иметь место не что иное, как гарантийное11 (а значит, охранительное) солидарное обязательство, которое может быть только асимметричным12.

Пример

Так, если поручительство обеспечивает обязательство выполнить определенную работу или оказать услугу, очевидно, что поручитель, хотя и именуется солидарным должником, является таковым лишь в охранительном обязательстве, возникающем из неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства основным должником, будучи обязанным солидарно с последним по требованиям кредитора, возникшим из нарушения. Но он не обязан выполнить саму работу или оказать услугу за основного должника13. Ситуация, в сущности, не меняется (хотя она и не столь очевидна) также и в денежном обязательстве: ведь независимо от того, чт‘о является объектом предоставления, кредитор может обратиться с требованием к поручителю лишь «при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства» (п. 1 ст. 363 ГК РФ)14.

Специфика конструкции солидарного обязательства эмитента и регистратора

Если с учетом изложенного проанализировать конструкцию солидарности, предусмотренную пунктом 4 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО), можно заметить, что она сочетает в себе признаки обеих моделей, то есть выглядит как смешанная.

Признаки симметричной и асимметричной моделей

С одной стороны, согласно императивному предписанию абзаца 2 пункта 3 статьи 44 Закона об АО «в обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор». Далее достаточно подробно регламентируются взаимные права и обязанности регистратора и акционеров в сфере ведения реестра15, что свидетельствует о наличии между ними прямых правовых отношений, не опосредованных участием эмитента16. Это признается и устойчивой практикой арбитражных судов, удовлетворяющих иски акционеров к регистратору о понуждении последнего внести соответствующие записи в реестр акционеров17. Уместно также вспомнить, что вся политика государства в рассматриваемой сфере с начала 1990-х годов была последовательно направлена на то, чтобы исключить возможность ведения акционерным обществом собственного реестра и ослабить степень зависимости регистратора от эмитента.

Поскольку, таким образом, у самого эмитента нет не только обязанности ведения и хранения реестра, но и права на это, он, очевидно, не является должником и вообще участником в соответствующих регулятивных отношениях с акционерами. Его обязанность здесь исчерпывается в обеспечении ведения и хранения реестра (п. 2 ст. 44 Закона об АО), то есть в передаче последнего регистратору, имеющему надлежащую лицензию. Ясно, например, что акционеры не могут требовать от эмитента списания или зачисления акций на их счета, регистрации новых владельцев акций в реестре акционеров: обязанность совершать эти действия лежит на регистраторе.

Тем не менее закон признает эмитента солидарным должником, наряду с регистратором, в охранительном обязательстве, в рамках которого реализуется ответственность за нарушения, допущенные при ведении и хранении реестра. На такой характер обязательства указывает, впрочем, и сама формулировка абзаца 1 пункта 4 статьи 44 Закона об АО: «Общество и регистратор солидарно несут ответственность за убытки, причиненные акционеру…».

Сказанное позволяет сделать вывод, что перед нами асимметричная модель солидарности и что солидарная обязанность эмитента выполняет функцию своего рода гарантии исполнения своих регулятивных обязанностей регистратором. Речь идет о гарантии в силу прямого указания закона. Для защиты интересов акционеров законодатель, в принципе, свободен в установлении подобной гарантии по своему усмотрению, хотя более справедливым и эффективным решением могло бы быть введение вместо этого, например, обязательного страхования ответственности регистратора.

С другой стороны, в том, что касается внутренних отношений солидарных должников после исполнения одним из них обязанности по возмещению акционеру убытков, в рассматриваемой конструкции присутствуют элементы и симметричной модели. Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 44 Закона об АО при вине обоих содолжников (эмитента и регистратора) бремя возмещенных акционеру убытков распределяется между ними в зависимости от степени вины каждого из них, а при невозможности установить степень вины каждого или в отсутствие вины обоих – в равных долях.

Подобное решение вызывает вопрос об основании возложения на эмитента части бремени ответственности во внутренних отношениях с регистратором: в чем именно может состоять его вина и что служит указанным основанием в случае отсутствия вины обоих содолжников.

Соседние файлы в папке Учебный год 2023-2024